Механизм раскрыл Джон Мюллер. В ходе последней вебконференции для сеошников ему задали вопрос (см. видео с отметки 49:43):
«Есть ли у внешних ссылок срок годности? В смысле, теряются ли со временем сигналы, которые они передают?»
Ответ сотрудника Google:
«Конечно же, нет. Срока годности у бэклинков не существует. Однако с ними может происходить кое-что другое. Речь о крупных сайтах с большим количеством страниц, которые постоянно добавляются. Все дело тут во вложенности страниц.
Вот вам простой пример. Допустим, на вашу главную страницу в какой-то момент начал ссылаться сайт CNN. Для Google это очень важный сигнал. Но прошел год или два, и статья с этим бэклинком затерялась где-то в архиве CNN. В таком случае устаревшая донорская статья со ссылкой на вас для нас более не является чем-то очень важным.
Иначе говоря, не сама ссылка обесценивается, а релевантность страницы ее размещения снижается с течением времени. Особенно, если сайт активно развивается».
Кстати, Google не советует проводить конкурсы в обмен на бэклинки.