Сеть PBN — это инструмент для увеличения количества и качества ссылок, ведущих на основной домен. Рассказываем, как сделать сеть сателлитов и избежать возможных санкций поисковых систем. С подготовкой статьи нам помог Александр Чепукайтис, руководитель SEO-агентства Ant-Team.
Из чего состоит Private blog network
Private blog network (или PBN) — это приватная сеть сайтов, предназначенных для продвижения основного домена в поиске. С ее помощью оптимизаторы наращивают ссылочную массу — один из ключевых факторов ранжирования. На страницы сайтов PBN добавляют ссылки, по которым пользователи и в первую очередь поисковые роботы переходят на продвигаемый ресурс.
Обычно они не приносят большого органического трафика, а их создание — это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Если у вас нет опыта, лучше заказать PBN-сеть у профессионалов, чтобы не потратить время зря.
Что важно при построении сети PBN:
Использовать различные шаблоны, домены, хостинги, владельцев. При пересечении этих параметров снижается ценность сетки и увеличивается шанс попасть под санкции поисковых систем.
Создавать правдоподобные страницы. Если вы решите использовать старые данные из архивов или не заполните страницы совсем, это поможет сэкономить, но в долгосрочной перспективе может привести к пессимизации.
Использовать максимальное количество ранжируемых данных: номера телефонов, адреса, метки компаний на карте, цены на услуги, товары, адаптивный дизайн.
Делать тематические ресурсы — в той же тематике, что и основной домен, чтобы поисковые системы считывали контент как релевантный.
Плюсы и минусы PBN
Закрытая сетка сателлитов — это один из самых старых SEO-инструментов, относящихся к «серому» продвижению. По мере развития поисковых систем, алгоритмов и поисковых ботов, требования к ресурсам возрастали, но основные преимущества такой оптимизации не поменялись. Среди них:
Управление ссылками на сателлитах
Сетка позволяет управлять анкор-листами и соотношением входящих и исходящих ссылок. Бэклинки можно ставить со страниц с минимальным уровнем вложенности или прямо с главной, таким образом основной домен получает наибольший вес.
Простота и дешевизна создания контента
Так как сайты PBN не нацелены на привлечение трафика и конверсии, их можно заполнить любым релевантным и уникальным контентом, отвечающим минимальным требованиям поисковиков.
Контроль технического состояния сайтов и индексации их страниц
В отличие от покупки, где в случае проблем с сайтом нужно ждать, когда владелец их устранит, вы полностью контролируете состояние сайтов сетки и сразу узнаете, если страницы выпадут из индекса. Еще одно преимущество — для массового индексирования страниц можно использовать Google Indexing API.
К недостаткам PBN относят:
Ресурсоемкость разработки
При создания сети сайтов нужен высокий уровень знаний и практики в SEO, без которых вероятность на успех стремится к нулю.
Затраты на производство
В зависимости от требуемых результатов, разработка качественных сателлитов может потребовать привлечения профильных специалистов, каждый из которых увеличит расходы на производство.
Возможность санкций
Поисковые алгоритмы совершенствуются и учатся распознавать серые схемы. Кроме того, если вашу сетку обнаружат конкуренты, они могут пожаловаться в поддержку поисковых систем, что приведет к пессимизации, потери средств и потраченного времени.
Какие виды сателлитов бывают
Сателлиты можно условно разделить на динамические и статические:
Динамические — полноценные ресурсы, наполненные условно-качественным контентом, с приятным дизайном, регулярно обновляющимися страницами. Внешне не отличаются от «больших» сайтов.
Статические — сайты, созданные на конструкторе. Не содержат сложной структуры, а текстовое наполнение не увеличивается по мере продвижения.
Если вам удалось создать качественный динамический сателлит, он может долго прожить в перспективе. Помимо продвижения текущего проекта, его можно использовать для заработка на рекламе, продаже тематических ссылок или выгодной перепродажи впоследствии.
Где взять сайт-сателлит
С нуля сайты-сателлиты обычно не делают — это дорого и долго, потому что их нужно создать, наполнить, проиндексировать, нарастить DR и другие метрики. Самые распространенные варианты такие:
Покупка дропа
Покупают домен с истекшим сроком регистрации и восстанавливают страницы из веб-архива. Такой подход считается рискованным по двум причинам:
Контент уже кто-то использовал на своем сайте и вы опубликуете копипасту — это плохо и для поисковых систем, и может вызвать юридические проблемы;
На домене мог размещаться запрещенный контент, за который он получит санкции.
Александр:
Чтобы найти домены в вашей тематике, соберите максимально широкую семантику, снимите топ-30-50 и проверьте, нет ли среди доменов тех, у которых подходит к концу срок регистрации или уже закончился. Таким нехитрым способом вы легко найдете тематические домены и сможете побороться за них. Если хотите найти только дропнутые домены, шерстите Google, у него в топе часто встречаются “старые документы”.
При поиске доменов для клиентов мы в том числе используем парсинг выдачи и сайтов в релевантных тематиках — собираем их внешние ссылки, проверяем метрики и срок регистрации доменов. Дропы с парсинга чаще подключаем в дополнение к аукционным доменам, но это зависит от бюджета клиента.
Покупка домена на аукционе
По сути это тоже покупка дропа, но очень качественного и с нужными вам показателями. Домены, у которых скоро заканчивается срок регистрации, попадают на аукцион. Все, что не продалось на аукционе, потом попадает в свободную продажу — там получается дешевле, но менее эффективно.
Александр:
Обычно домены с хорошими показателями уходят только с аукционов, потому что большая часть дропов, которые не купили сразу — серые тематики и мусор.
Для поиска доменов можно использовать сервисы Expired, Expired Domains и подобные.
Покупка готовых ресурсов
Выбираете подходящие сайты с тематическим контентом на биржах сайтов с известными показателями ранжируемости, индексации, нужным количеством обратных ссылок. Минус в том, что это дорого, поэтому готовые сайты покупают редко.
Каким должен быть домен для PBN
К доменам для сетки есть несколько минимальных требований:
Сайт не должен был менять тематику для повышения стоимости — это, а также размещение запрещенного контента можно проверить в Вебархиве;
Исходящие ссылки не должны вести на сайты запрещенной тематики, «грязного» контента, спама или мошенничества;
У домена не должно быть санкций и блокировок от РКН для российского сегмента, даже если они были в прошлом.
Для готовых сайтов также важно, чтобы количество индексируемых страниц в Яндексе и Google было сопоставимо — большие расхождения сигнализируют о накрутке или пессимизации в одной из поисковых систем.
Александр добавляет, что для клиентов обычно ищет домены с минимум 20 входящими ссылками с DR не менее 10.
Если вы купили готовый сайт, после получения доступа к админке нужно полностью обновить контактные данные, логин и пароль, почтовый адрес и только после этого начать корректировать контент вместе с исходящими ссылками.
Сколько стоит сделать сетку PBN
Готового ответа нет, потому что цена зависит от происхождения доменов, их количества, стоимости работ по наполнению, хостинга и обслуживания.
Александр:
Цена складывается из нескольких аспектов: покупка и регистрация домена, хостинг и работа сотрудников.
Стоимость доменов на аукционах начинается от 500 рублей и до бесконечности, регистрация домена стоит от 200 рублей до нескольких десятков тысяч в зависимости от доменной зоны. Например, зарегистрировать домен .sport стоит от 60000 рублей и нужно предъявить регистратору документы, подтверждающие ваше отношение к спортивной тематике.
Работа сотрудников нашего агентства, то есть поиск хорошего домена и настройка, стоит 12000 рублей, но вы можете купить и зарегистрировать домен самостоятельно.
По хостингу предлагаем три варианта:
1. Мы настраиваем два удаленных сервера под конкретного клиента, это стоит 70 тысяч рублей. 30 тысяч из них — разовая оплата работы сисадмина, 40 тысяч стоит хостинг в год. Выглядит дорого, но при создании сетки из 60 доменов и более получается выгодно;
2. Покупаем несколько виртуальных хостингов и размещаем на каждом не более десяти доменов, это будет стоить около 5 тысяч в год за десять доменов плюс работа сисадмина стоимостью 5 тысяч рублей. Этот вариант подходит, если планируете небольшую сеть до 30 доменов;
3. Последний вариант — любой хостинг в зависимости от пожеланий и финансовых возможностей клиента. О том, где хостить PBN, у нас на YouTube-канале есть подробное видео, оно поможет вам с выбором.
Сайты нужно наполнять. Мы исходим из соотношения одной статьи со ссылкой к пяти без ссылок. У нас наполнение шести страниц стоит от 4000 рублей, вы можете заказать тексты на бирже, это может выйти дешевле.
Предположим, мы сделали вам сетку из 30 доменов по 3 тысячи рублей, наполнили каждый и поставили по ссылке на основной. Что получилось:
(12 000 + 3000) х 30 = 450 000 рублей
Плюс цена хостинга.
Строить сеть PBN или купить ссылки — что выгоднее?
Из расчетов выше кажется, что строить PBN-сеть дорого и проще купить ссылки на биржах и в специальных сервисах. Но сателлиты не делают ради одной ссылки. В течение года вы можете поставить до 20 ссылок с каждого сайта сетки на основной, а если сайтов будет 30, за год можно получить 600 качественных полностью контролируемых ссылок.
Предположим, что вы купили хорошую ссылку за 5 тысяч рублей. 600 таких ссылок обойдутся в три миллиона — это значительно дороже, чем создание своей сети даже на заказ с учетом оплаты работы специалистов.
Кроме того, если у вас несколько близких по тематике сайтов, для них можно использовать одни и те же доноры-сателлиты. А еще ссылки со своей сети PBN можно продавать — только без фанатизма, чтобы не распылять ссылочный вес. Сеть меньше 30-50 доменов вообще лучше не делать, потому что экономический смысл теряется.
К тому же, при покупке или аренде ссылки вы в любом случае зависите от владельца сайта-донора, даже если купили бэклинк через сервис, который дает гарантии на размещение, а сателлиты полностью под вашим контролем.
Но лучше использовать все возможности линкбилдинга, в том числе крауд, покупку, аренду, сабмиты и разные другие способы получить ссылки бесплатно.
Как избежать санкций при создании PBN?
Поскольку такой способ продвижения изначально относится к серыми схемам, безопасность — это одна из основных задач при разработке. Если подойти к этому вопросу основательно и профессионально, можно снизить риск потери сети к минимуму.
Чтобы пройти через фильтры Google на сайты-аффилиаты, нужно сделать все ресурсы сетки невидимыми для сервисов:
Отключите все страницы от поисковых ботов Ahrefs, Serpstat, Linkpad, PR-CY и подобных;
Во время регистрации домена поставьте галочку напротив пункта «скрыть данные в Whois» — это обезопасит вас не только от алгоритмов, но и от попыток злоумышленников завладеть данными. Правда, опция доступна только физлицам;
Воспользуйтесь дополнительной защитой от Cloudflare или аналогичных сервисов.
Чек-лист по использованию сети PBN
Тематика сателлитов релевантна контенту основного ресурса.
Основной сайт не должен содержать ссылок ни на одну из страниц сайтов-доноров.
Сателлиты не должны быть перелинкованы между собой.
Показатель уникальности контента — более 90%.
Медиафайлы соответствуют содержанию статей, выложены в хорошем качестве, остаются актуальными.
На динамических сайтах регулярно появляется новый контент.
Все сайты имеют разные, несозвучные и оригинальные названия.
Уникальный хостинг у каждого сателлита. Это сложно, поэтому чаще используют CDN от Cloudflare.
Уникальная контактная информация на всех ресурсах — любые дубли помогают найти сателлиты по первому запросу в выдаче.
Регистрацию сайтов желательно проводить с временным интервалом.
Регулярная проверка индексации сайта.
В остальном метод работы с сателлитами ничем не отличается от оптимизации обычных ресурсов. Используйте метатеги, привычные инструменты аналитики, ключевые слова, плагины, темы и структуры.