анее мы писали о новой партнерской программе Яндекса, которая направлена на ускорение отображения сайтов в мобильной версии поисковика, и узнали мнение автора блога Shakin.ru Михаила Шакина о новом функционале:
В целом, направление интересное и перспективное. Яндекс молодец, что развивает свой формат ускоренных мобильных страниц.
Как это скажется в будущем на посещаемости сайтов - покажет время.
С одной стороны, замечательно, что пользователи будут видеть быструю загрузку страниц и будут быстрее находить информацию при медленной скорости интернета.
С другой, у «турбо» страниц будет сделана привязка с партнерской программе и рекламной сети Яндекса. Сайты, которые не являются партнерами, не смогут реализовать функционал «турбо» страниц. На мой взгляд, для владельцев сайтов было бы интереснее, если бы формат «турбо» страниц не имел таких ограничений. Например, как это реализовано у AMP-страниц в Google или у Instant Articles в Facebook. Это позволило бы новому формату стать намного более популярным.
Tехнический директор веб-студии «ВЭБЛАБ» Кирилл Николаев, в целом, разделяет мнение коллеги, но с некоторыми оговорками:
Мне нравится вектор развития Яндекса, ребята постоянно говорят и делают самую важную вещь: меняются под пользователя так, чтобы ему было удобно. Так что с точки зрения обывателя говорить о негативе довольно сложно: тратим меньше трафика, получаем контент быстрее.
Однако, с точки зрения бизнеса и издательств, здесь палка о двух концах: с одной стороны многие мои коллеги ещё в момент запуска AMP от Гугла и IA от ФБ говорили о том, что это банальное «отжатие» траффика. Яндекс это, конечно, понимает, и даёт возможность поставить туда РСЯ. В общем, выбор как бы есть, но не совсем.
С другой стороны, не нравится - не ешь. Вот честное слово, никогда не понимал этого подхода: Яндекс плохой, Гугл плохой, одна я в белом пальто стою красивая. Ребята вполне себе частные компании, которые должны зарабатывать деньги, чем они и занимаются. Не хочешь делать удобную подачу контента для пользователя - тебе никто не запрещает.
Единственная серьёзная проблема, которую я вижу в «турбо» - это проблема фейковых новостей. Я не знаю, как это будет реализовано у Я, однако Гугл кеширует результаты и выдаёт контент с собственного домена и я очень сомневаюсь, что пользователь будет искать доменное имя, с которого взят контент, после слеша.
Но не все деятели веб-пространства настроены так же оптимистично — медиаменеджер и владелец «Ведомостей» Демьян Кудрявцев жестко раскритиковал последнее нововведение Яндекса в своем ЖЖ:
Компания «Яндекс» ведет себя как она не хотела, чтобы вела себя компания Гугл, только хуже, потому что ее оппоненты в ФАС не пойдут, да и если пойдут - не выиграют. «Аппаратный вес» Яндекса сегодня выше, чем тех, кого он подставляет и обкрадывает.
Речь идет о внедрении «Турбо». Это примерно та же технология как инстант-артиклс в мобильном ФБ - возможность быстро показывать в мобилке контент (в основном медийно-новостной) не в дизайне и на серверах его производителя, а забрав текст и фотографии в другой формат и на компьютеры самого Яндекса. При этом, разумеется, реклама, размещенная рекламодателем на новостном сайте не забирается, но не то чтобы читатель остается без рекламы ради его удобства - ему вместо этого показывают рекламные системы Яндекса, которые приносят площадкам, особенно качественным, ничтожные деньги.
Если же площадка отказывается от формирования Турбо-страниц, то ее понижают в поисковой выдаче. Якобы ради быстропользования, ради читателя. Хотя, разумеется, все - для продвижения собственной рекламной технологии. На рынке, на котором очень мало источников разной информации, и очень много источников одинаковой, понижение кого-то в поисковой выдаче может привезти к еще большему перекосу, хотя он и так уже произошел в Яндекс.Новостях, когда они стали «взвешивать» только СМИ, имеющие лицензию. Но это они делали не ради выгоды, а из страха. Второй шаг они делают бесстрашно - ради выгоды. Но работает это все равно так же. Выключенный Поиск по блогам, перекрученные Яндекс.Пробки, нерелевантные Яндекс.Новости - компания должна выживать, я понимаю, (хотя кроме среднесрочной перспективы, неплохо было бы иметь и долгосрочную), но зачем быть акционером такой компании?
В следующих материалах мы планируем и дальше вас знакомить с мнениями известных деятелей интернета о подобных изменениях и нововведениях.
А что вы думаете о «Турбо»? Пишите в комментариях.