2364 Знания

Какую CMS выбрать? Чек-лист для начинающих

Рассказываем, на что обратить внимание при выборе движка для вашего нового сайта.

Один из первых вопросов, который возникает в процессе создания сайта - выбор CMS (Content management system ) или как ее обычно называют - "движка". Предлагаем перечень вопросов, который поможет вам определиться с выбором - своеобразный чек-лист для команды стартапа. Оговоримся сразу, что речь идет о тех IT-проектах, в которых сайт не является частью основного продукта: маркетплейса, собственной платформы и т.д.


1. Какие бизнес-процессы будут реализованы с помощью сайта?

  • основные функции бизнеса: процесс выбора товара и продажи в интернет-магазине, запись на консультацию к специалисту клиники, замер площадей при планировании ремонта и др.;
  • вспомогательные функции: общение с покупателями, реклама;
  • размещение информации: представительство компании в Интернете - отображение ее контактных данных, информация о команде и успешных проектах, ссылка на официальные страницы в соцсетях.

Ответ на этот вопрос можно считать определяющим - от него зависят остальные факторы: от затрат на установку и сопровождение до возможности кастомизации.


2. Кто будет устанавливать и сопровождать сайт?

Если сайт не будет использоваться для основного бизнес-процесса или вы выбираете вариант на период старта проекта (и не готовы нанять отдельного сотрудника для поддержки), чтобы в дальнейшем перенести его на другую CMS, то рассмотрите варианты, которые не требуют больших усилий по установке и сопровождению. Если же сайт будет для вас аналогичен основному "станку", то стоит предусмотреть оплату услуг специалиста, который успешно работал именно с выбранной вами CMS.

Так, например, начинающим интернет-магазинам подойдет онлайн-конструктор Nethouse, который работает на серверах разработчика (то есть свой хостинг вам не понадобится). Устанавливать в этом случае вам ничего не придется, достаточно просто зайти на сайт конструктора, придумать адрес магазина, указать свой e-mail и нажать "Создать сайт". Теперь вы можете редактировать свой ресурс прямо в браузере и просматривать заказы в личном кабинете.

Разумеется для больших магазинов со средним ассортиментом в 1000 товаров это не лучший выбор, но для тех, кто работает с маленьким количеством товаров (например, несколькими моделями одного товара на подъеме его спроса по системе дропшиппинг, а также группой товаров для одной категории пользователей - например, товары для рыбаков) либо для небольших мастерских хенд-мейд товаров - это может быть отличным вариантом.

Для тех, кто планирует крупный интернет-магазин, даже на старте рекомендуем сразу выбрать CMS с возможностью кастомизации и учетом особенностей ваших товаров и способов их продвижения. Кроме того, масштабный проект или проект, который строится вокруг успешного сайта, может позволить себе оплатить услуги программиста. Он может реализовать нужные вам функции на платформе, дающей неограниченные возможности. Например, http://rollerclub.ru/ на CMS Joomla или https://hanuman.ru/ на CMS Drupal.


3. Кто будет поддерживать актуальность контента?

В случае с интернет-магазинами, а также другими сайтами, где контент должен обновляться регулярно (например, интернет-магазины) важно определить, какие сотрудники будут выполнять эти функции. Кроме того, необходимо проверить, что проведение стандартных операций можно сделать быстро и без ошибок, в том числе с мобильного устройства и при нестабильном интернет-соединении. Также важно тщательно проработать состав отчетов, который сможет получить руководитель отдела или СЕО для их удаленного контроля.

В каждой CMS для этого используется свой набор плагинов и модулей, либо реализован функционал по умолчанию.

Так например в CMS Simpla, разработанной для интернет-магазинов, товар можно сразу поместить в несколько категорий. А в CMS OpenCart, также предусмотренная для них и дающая возможность сделать категории товаров разного уровня сложности, предлагает загружать их через специальную форму. При этом, после заполнения нескольких вкладок и клика по кнопке "Сохранить" вам придется снова найти этот товар в общем списке и открыть форму для редактирования, чтобы перенести его в другую категорию.


4. Какой предполагается объем контента?

Контентом при этом может быть как описание товаров интернет-магазина, так и изображения на сайтах музеев или афиши event-площадок. Если речь идет об интернет-магазинах, то, например, WordPress предлагает воспользоваться плагином WooCommerce, который распространяется бесплатно и не имеет ограничений по количеству товаров. В то же время в упомянутом выше Nethouse можно разместить бесплатно только 10 товаров и только 20 фотографий. Если ваш ассортимент шире - можно воспользоваться платным тарифом "Бизнес", который позволит разместить информацию о 1000 товарах.


5. Какую сумму вы готовы тратить на поддержание деятельности сайта: на старте и в случае успеха?

Большинство платформ с неограниченными возможностями кастомизации изначально бесплатны, но предлагают большое количество расширений - плагинов и модулей, как платных, так и бесплатных. При этом специализированные CMS предлагают платные тарифы (ежемесячные или ежегодные), включающие в себя определенные функции. 

Вам стоит определиться с тем, как эффективнее тратить средства на поддержание сайта. Можно оплатить тариф в начале года или распределить платежи равномерно. Кроме того, можно выбрать изначально бесплатный продукт и оплачивать услуги программиста по реализации конкретных задач, связывая их с доходами от внедрения данных улучшений, либо изначально спроектировать структуру сайта и подобрать CMS, которая вам подойдет.

    1. Бесплатные:
      1. WordPress
      2. OpenCart
      3. Joomla
      4. HostCMS
    2. Только платные версии:
      1. Битрикс
      2. CS-Cart
      3. AdvantShop


    6. Важен ли для вашей аудитории mobile-friendly режим?

    Проанализируйте, как часто основные действия на сайте будут выполняться с помощью мобильных устройств. Если вероятность велика - уделите внимание finger-friendly дизайну, откажитесь от форматов файлов, которые могут замедлить работу сайта, а также дополнительных скриптов или неэффективного использования пространства страницы. 

    Например, Drupal предлагает на выбор несколько готовых тем, созданных с учетом адаптивного дизайна (раздел Responsive themes руководства по адаптивному дизайну), а также предлагают веб-разработчикам советы по созданию собственных шаблонов и модулей, взаимодействующих с любым устройством. Разработчики CMS Magento также предлагают на выбор платные и бесплатные темы, часть которых уже адаптирована для смартфона - они находятся в разделе Mobile Themes официального ресурса. Не забывайте, что для поисковиков это определяющий фактор для индексации страницы.


    7. Профиль пользователя: для чего он нужен на вашем сайте и нужны ли категории пользователей с разными правами

    Оцените, какие действия должны быть доступны пользователю в личном кабинете: размещение отзывов к статье в блоге, загрузка фотографий с купленным у вас товаром, участие в онлайн-игре в рамках SEO-стратегии? Обратите внимание на то, какие возможности предоставляют различные CMS, а также потребуется ли вам наделять пользователей разными правами? 

    Так, например, созданная для интернет-магазинов платформа InSales позволяет пользователю самому решить, нужен ли ему Личный кабинет. Для этого достаточно при заполнении карточки заказа товара выбрать опцию «Стать постоянным покупателем». В результате он получит доступ к истории заказов, их статусам, а также существующим скидкам. Кроме того, администратор сайта может добавить его в отдельную группу, получающую повышенные скидки.


    8. SEO-стратегия: какое место в ней отводится сайту?

    Большинство CMS можно интегрировать с счетчиками Яндекс.Метрики, Google Analytics и LiveInternet не только прописав код напрямую, но и с помощью плагинов или модулей. Кроме того, важно просто (без дополнительной помощи консультантов) прописывать для всех страниц и карточек товаров теги title и description и редактирование файла robots.txt. Например, с помощью настроек плагина WooCommerce на WordPress можно формировать адреса карточек товаров из названий товаров.


    9. Нужна ли возможность кастомизации?

    Если вы предполагаете запускать ваш проект поэтапно и соответственно сайт будет выполнять все новые и новые функции, рассмотрите CMS с возможностью кастомизации либо подберите плагины и модули под все интересующие вас процессы. Оцените затраты по кастомизации (оплата труда программиста, стоимость платного плагина) и соотнесите их с планом будущего проекта - это поможет принять верное решение.

    Так, например, CMS OpenCart для интернет-магазинов при бесплатном движке потребует разработки ваших форм регистрации или заказа, а российские варианты доставки и оплаты можно установить в качестве дополнительных модулей (платформа не российская).


    В качестве итога стоит подчеркнуть, что каждая CMS имеет свои плюсы и минусы, поэтому ориентируйтесь, прежде всего на варианты, которые дают вам большой простор для действий - предусмотреть все возможные особенности на старте бывает достаточно сложно, а важность сайта, который понравится вашим клиентам, трудно переоценить.

    Яндекс.Маркет о предпочтениях россиян в канун 8 Марта
    Адаптируем сайт для мобильных устройств: подборка постов
    14 важных инструментов для SEO от PR-CY
    Комментарии (22)
    sokoloka   23.03.2017 14:06
    А DLE не CMS для сайта?
    goldjulia   23.03.2017 18:43
    Разумеется, это еще одна CMS. В обзоре приведены не все существующие CMS, а примерный план для их оценки и выбора подходящей для конкретного проекта
    gameSITE   23.03.2017 15:22
    они забыли о drupal
    Inna_Samarina   23.03.2017 15:56
    О Drupal не забыли, все есть же в обзоре.
    goldjulia   23.03.2017 18:44
    Эта CMS упомянута в пп. 2 и 6
    k-park   23.03.2017 15:30
    Мда, такое ощущение, что автор обзора вообще не совсем в теме того, что тут написано. Вот например: Большинство CMS можно интегрировать с счетчиками Яндекс.Метрики... Можно узнать о меньшинстве CMS, которые нельзя интегрировать с данным сервисом?
    goldjulia   23.03.2017 18:43
    Подразумевалось, что это можно сделать без глубоких знаний в области программирования, следуя инструкции. То есть даже новичку. Уточним формулировку, чтобы не было двусмысленности.
    budavnik   23.03.2017 17:44
    похоже на легкий рерайт с арабского? :)
    Inna_Samarina   23.03.2017 18:07
    Текст 100% авторский, если мы берем чужие материалы, всегда указываем источник.
    goldjulia   23.03.2017 18:43
    Нет, это авторский текст, написанный на конкретную тему
    shopeq   23.03.2017 17:59
    MODx забыли, хотя он занимает 4 место по популярности после Drupal среди бесплатных CMS в мире. https://www.searchengines.ru/itogi-rejtinga-cms-za-2016-god.html
    Inna_Samarina   23.03.2017 18:05
    У автора не было цели перечислить все существующие CMS, задача была рассказать, на что обращать внимание при их выборе. Но спасибо за подсказку!
    shopeq   23.03.2017 18:22
    Лично для меня самое главное в CMS это гибкость. Зная html + PHX в момент можно изменить всё что угодно, нет никаких ограничений типа "это сделать уже невозможно", меняется всё на лету. Второй фактор - это уязвимость, здесь всё понятно. Третий это чтобы CMS могла легко тянуть сайт, например: 10 000 наименований товаров в интернет-магазине или форум https://talk.pr-cy.ru для некоторых уже тяжеловато. Всё остальное - вода.
    witosp   23.03.2017 19:14
    Скрытый пиар говноконструктора НЕТХОЙЗЕ и говноплатформы ИНСАЛЕС !
    goldjulia   24.03.2017 08:09
    Это текст-обзор, он посвящен плану выбора и по каждому пункту даны примеры
    milanox   23.03.2017 19:28
    да еще и перевод походу. а главное - ответа на вопрос так и нет, какую же CMS для каких целей выбрать. Зато подали идею для статьи )
    goldjulia   24.03.2017 08:11
    Чек-лист это список вопросов, которые СЕО или СТО стартапа должен задать себе, составляя план развития и финансовый план проекта. Здесь не может быть ответов. Здесь список вопросов, которые в голове грамотного и ответственного руководителя - половина ответа
    Здесь был комментарий, который удалил модератор.
    pm-s   24.03.2017 06:07
    Ссылки на CMS не правильные! Укажите первоисточники CMS систем.
    goldjulia   24.03.2017 08:12
    Спасибо за комментарий - исправлено!
    oldzas   24.03.2017 09:57
    Самое главное не договорили: какую цс выбрать - смотря для чего? для какой задачи?
    oldzas   24.03.2017 09:58
    есть блоговая структура, есть под магазин, есть высоко нагруженные проекты .... универсалов нет

    Чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти в систему

    Авторизоваться

    К данной записи нельзя добавлять комментарии, т.к. она очень старая.