Яндекс GPT или Яндекс Нейро?
Яндекс Нейро и Яндекс GPT, хоть и родственные, но различаются. Нейро — это сервис, который соединил функции поисковика и способность генерировать информацию. Нейросеть способна не только анализировать и обобщать, но и проводить поиск с подбором источников из результатов выдачи. Это позволяет Нейро отвечать на вопросы, которые требуют обращаться сразу к нескольким сайтам.
Яндекс GPT, в свою очередь, — инструмент для генерации текста и анализа. Он способен объединять найденную информацию в емкое сообщение со ссылками на источники. Однако, в отличие от Нейро, не проводит поиск в реальном времени из результатов выдачи.
Яндекс Нейро понимает естественный язык общения, что делает взаимодействие с сервисом удобнее. Пользователи могут вводить запросы так, как они приходят в голову — без необходимости формулировать промты. Еще одно преимущество — способность сервиса работать с разными типами контента. Можно добавлять к текстовым запросам изображения, что позволит сервису лучше понимать запрос и давать более точные ответы.
Как работает новый поиск
Основное отличие Яндекс Нейро от Яндекс GPT заключается в ее способности проводить глубокий анализ источников информации. Нейро способна изучить и сопоставить информацию из полезных источников и выделить важные моменты — на что стоит обратить внимание. Это делает ее особенно полезной, когда требуется разобраться в сложной теме или ситуации.
Яндекс работает с изображениями. Мы прикрепили скриншот с ответом из ChatGPT и попросили Яндекс Нейро определить, какая на изображении нейросеть. Получилось.
![«Нейро» распознает изображения](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/026d138e148f26bf93d6fc2879342889.jpg)
Нейро не просто «переиспользует» данные из своей памяти, она анализирует информацию из внешних источников, то есть ответы актуальные. Каждый факт подкреплен ссылкой на источник, что позволяет пользователям проверить их и углубиться в тему. Сайты за счет этого получают дополнительный трафик.
Как объясняет один из разработчиков нейросети Андрей Сюткин, архитектура Нейро состоит из нескольких этапов. Пользователь задает вопрос, который трансформируется в поисковый запрос. Поисковая система находит топ релевантных документов, из которых выбирают пять самых подходящих для формирования ответа. Затем генеративная модель из семейства YandexGPT 3 использует данные из этих документов для генерации текстового ответа.
Нейро учитывает контекст диалога с пользователем и может корректировать запросы — перефразирует их для себя для более эффективного поиска информации. Нейросеть способна работать с ошибками в запросах, опечатками и лишней информацией — это повышает эффективность поиска.
Выбор пяти источников для формирования ответа обусловлен балансом между качеством ответа, скоростью генерации и потреблением вычислительных ресурсов.
Как начать работу в Яндекс Нейро
Откройте «Яндекс Браузер». На стартовой странице в поисковой строке нажмите на кнопку «Нейро». В окне введите запрос и нажмите Enter или на стрелку в нижнем правом углу. Вас направит в сервис «Нейро». Там можно уточнить информацию по актуальному ответу или задать новый вопрос — нужно нажать на соответствующую команду справа. Рядом с ней расположена история запросов.
![Начало чата с «Нейро»](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/5aaefac47d485ab9631292e255d3a1f6.jpg)
Примеры запросов — сравнение «Нейро» и ChatGPT
Преимущество Яндекс Нейро — нет необходимости четко формулировать промты. Даже если запрос неполный, нейросеть дает полноценный ответ.
Инструкции
На запрос «Как повысить глубину просмотра» он дает четкую инструкцию.
![Как повысить глубину просмотра — ответ Нейро](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/38b8092a20c354373aa5466770b35acb.jpg)
Можно уточнить отдельные пункты инструкции. «Нейро» пишет, что нужно анализировать метрику. Мы попросили рассказать про этот пункт больше — нейросеть объяснила, из чего состоит анализ и какие сервисы для этого используют. Наравне с «Яндексом», она упомянула и Google.
![Ответ Нейро про глубину просмотра](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/be3378d16b1d2bec9bd29cdc0879adce.jpg)
Генерация креативных идей
С задачами для создания рекламы нейросеть не справляется. Мы попросили Нейро придумать слоганы для рекламы молока. Результат — компиляция слоганов, которые предлагали на форуме 2013 года для конкурса. Использовать в работе их нельзя.
![Яндекс Нейро пишет слоганы](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/bf6f74fe2f563e87730b356ef3c8c585.jpg)
ChatGPT с задачей справился — хотя запутался в роде прилагательного:
![ChatGPT придумывает слоган](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/c787061d874d344fbcf2690e525bb95f.jpg)
Привести примеры реальных слоганов Яндекс может — даже российских компаний. Несмотря на короткий запрос объясняет, в чем преимущество конкретных фраз.
![Ответ Нейро про слоганы](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/cd5e61040f501f7ecae2d2517ddd9c29.jpg)
У ChatGPT с таким промтом проблемы, хотя в запросе и содержится требование привести примеры реальных слоганов. На проверку два из них оказались придуманы нейросетью. Возможно, дело в том, что ChatGPT неправильно перевел существующую информацию. Основной язык нейросети — английский, то есть она переводит русскоязычные промты, формулирует ответ на нем и только потом переводит обратно на русский.
![ChatGPT пишет примеры слоганов](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/50e059a5a7a4f4a18bafc8b67e30b380.jpg)
Техническое задание
ChatGPT удобно использовать, чтобы писать статьи или давать техническое задание копирайтеру. Мы ввели одинаковые запросы в Chat и Нейро — первый справился, составил задачу даже слишком подробно.
![ChatGPT составил ТЗ на текст](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/1de6957d705f5786cac4172f560cb3bc.jpg)
Яндекс Нейро не составил ТЗ, зато собрал информацию о том, что должно быть в любой инструкции для копирайтера. По этой инструкции можно написать ТЗ самостоятельно.
![ТЗ на текст Нейро](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/dbebe6fc6865b1c2aadc939bd004c752.jpg)
Вопросы и советы
С простыми запросами, которые предназначены для поисковиков, Яндекс тоже справляется. Например, собирает информацию и выдает результат по запросу «Какие книги почитать для саморазвития»:
![Подборка книг Нейро](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/e23fb1a6d7c0d6bd8f14892348b8cd4a.jpg)
Коммерческие запросы
Коммерческие запросы пользователь использует, когда намерен получить товар или услугу. Например, «Комплексный SEO-анализ заказать», «айфон 15 цена».
Результаты выдачи у Нейро и поисковика отличаются. Нейросеть выдает несетевые магазины и их адреса.
![](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/e0a00210badcef2da38be55323981cab.jpg)
Поисковик Яндекса в первую очередь рекламирует свой сервис — Яндекс Маркет. Ниже дает ссылки на крупные магазины техники. А вот магазины, которые использует в ответе нейросеть, в поисковике стоят ниже десятой позиции.
![Яндекс реклама](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/ea31c5528659b09d0f9b95fe338a0995.jpg)
Что выбрать: поисковик или Яндекс Нейро?
Если нужно получить информацию из разных источников и сопоставить, то Нейро — идеальный помощник. Нейросеть освобождает от необходимости самостоятельно перелистывать страницы и выделять главное. Это удобно, когда требуется составить инструкцию или сравнить характеристики товара.
Если запрос прост и требует только быстрого ответа или вам нужно найти конкретный ресурс, то обычный поисковик более подходящий вариант. Ищете адрес магазина или контактные данные? Обычный Яндекс справится с задачей быстрее и точнее.
Продвижение в поиске — что поменяется?
Неизвестно, как технология скажется на SEO-оптимизации. Нейросеть понимает запросы, даже если они сформулированы неточно, и это повышает релевантность результатов. Это значит, что сайты, которые соответствуют интенту пользователей, получат больше органического трафика. К тому же ИИ анализирует страницы глубже, если сравнивать с традиционными алгоритмами. Это дает преимущество в выдаче сайтам, у которых информативный контент.
Но есть минусы. Нейросетевые алгоритмы непрозрачны, и нельзя точно сказать, как нужно оптимизировать сайт под новые требования. Существует опасение, что Яндекс будет отдавать приоритет своим сервисам в результатах поиска — это понизит независимые сайты в выдаче.
Сейчас при анализе видно, что Нейро отбирает источники из первых 10–20 результатов поиска, при этом у начальной десятки приоритет. Чем лучше запрос соответствует содержанию источника, тем вероятнее он попадет в подборку. При этом порядок источников в ответе Нейро не соответствует их порядку в обычном поиске.
Текст ответа формируется не из всех выбранных источников — иногда нейросеть использует всего один или два. Пример ниже. Нейросеть дает ссылки на пять страниц, но текст приводит только из одного. Это способно повысить количество переходов на определенные источники и снизить на другие.
![](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/news.pr-cy.ru/284604/images/ef8011f810ab964f556d364ca59c1732.jpg)
Важно, что http-referer при переходах по ссылкам с Нейро остается неизменным — аналогично обычному поиску. То есть когда пользователь переходит на один из указанных сайтов, это засчитывается как переход из органического поиска. Но из-за адаптации запроса пользователя конкретная поисковая фраза остается скрытой для Метрики.
По словам руководителя бизнес-группы поиска и рекламных технологий Яндекса, стоимость запроса в Нейро в десять раз выше, чем в обычном поиске. Это подчеркивает, что хотя технологии искусственного интеллекта активно интегрируют в поисковые системы, основные цели SEO-специалистов остаются неизменными. Контент должен оставаться полезным и информативным, чтобы занимать высокие позиции в поисковой выдаче.
Итог
Яндекс Нейро полезна пользователям. Она собирает информацию, указывает источники, и нет необходимости формулировать промты.
Преимущество для SEO-специалистов в том, что нейросеть способна анализировать метрику и контент страниц на более тонком уровне. Это означает, что сайты с качественным и информативным контентом получат преимущество в поисковой выдаче нейросети.
С точки зрения SEO, задача у специалистов остается той же: создавать качественный контент, который соответствует целям пользователя.