Во время ежегодной конференции Google I/O презентовала AI Overviews. Это доработанный Search Generative Experience (SGE). Разработчики говорят, технология упростит поиск — он станет более интуитивным и эффективным. В статье разбираемся, как работает ИИ и как он повлияет на работу диджитал-специалистов.
Что такое Google AI Overviews
AI Overviews базируется на новой модели Gemini — ее создали специально для Google Search. Вместо того чтобы разбивать вопрос на несколько запросов, пользователь может ввести его полностью, со всеми деталями за раз.
Например, запрос «создать трехдневное меню для семьи, которое легко приготовить» даст стартовую точку с рецептами. Если пользователь хочет что-то скорректировать, можно попросить заменить «ужин» на «вегетарианское блюдо». Поиск еще и позволит экспортировать ответ в Docs или Gmail.
AI Overviews отображает ссылки на подборку ресурсов — в них краткая информация, которую можно посмотреть подробнее. Это позволяет детально изучить и найти контент разных направлений. Системы Google автоматически определяют, какие ссылки появляются в AI Overviews — владельцам сайтов не нужно предпринимать ничего нового.
Есть возможность искать по видео. Допустим, зафиксировать на камеру проигрыватель, который работает неправильно. Потом загрузить в поисковик и быстро найти ответ: что за ошибка и как ее исправить.
Search Generative Experience (SGE). Что это и причем тут поисковики?
Google использует ИИ с 2015 года, когда запустил RankBrain. Этот самообучающийся алгоритм распознавал намерения пользователя и предлагал наиболее релевантные результаты. Но RankBrain и другие подобные технологии оставались невидимыми. Генеративный искусственный интеллект изменил подход. ИИ способен создавать уникальный контент, будь то текст, изображения, музыка или видео. Это открывает новые возможности еще и для поисковиков.
SGE интегрирует генеративный ИИ в пользовательский опыт и позволяет:
задавать более сложные и детализированные вопросы,
быстро получать основную информацию по теме, со ссылками на релевантные результаты для дальнейшего изучения,
выполнять задачи прямо в поиске, будь то написание черновиков или создание изображений,
легко углубляться в поиск через уточнения и предложенные запросы.
Подробнее о Google Gemini
Google Gemini — это семейство моделей искусственного интеллекта, аналогичных GPT от OpenAI. Они могут не только понимать и генерировать текст, как обычные большие языковые модели (LLM), но и обрабатывать другие виды информации: изображения, аудио, видео и код.
Gemini способна работать с разными типами данных одновременно. Например, пользователь задает вопрос «что происходит на этом изображении?» и добавляет картинку. Gemini описывает изображение и отвечает на последующие вопросы.
Google Gemini построена на архитектуре трансформеров и использует стратегии предварительного обучения и тонкой настройки. Как и другие крупные ИИ. В отличие от моделей, где обработка изображений и текста выполняется отдельно, в Gemini эти способности интегрированы с самого начала.
Модель способна обрабатывать большие объемы информации за один запрос. Версия Gemini 1.5 Pro принимает до миллиона токенов — этого достаточно, чтобы загрузить 1500-страничный PDF и задать вопросы о его содержании.
Ссылки на источники останутся?
Да, ссылки на сайты будут. Это обеспечивает прозрачность и возможность углубиться в тему на оригинальном сайте.
Но остается вопрос: будут ли пользователи действительно переходить по ссылкам и продолжать исследование темы? И все же, по словам вице-президента по поиску в Google Лиз Рейд, «ссылки, включенные в AI Overviews, получают больше кликов, чем если бы страница появилась как традиционный веб-листинг для этого запроса».
Для журналистов и создателей контента это одновременно и интересно, и немного разочаровывающе. С одной стороны, их материалы увидит широкая аудитория. С другой стороны, есть вероятность, что пользователи обратят внимания, откуда именно поступила информация — не будут видеть оригинальные статьи.
Не все так идеально — жалобы пользователей
Некоторые выражают недовольство новым сервисом. Форумы помощи Google заполнились вопросами о том, как отключить AI Overviews. Люди не хотят видеть автоматические обзоры в результатах поиска.
Пользователи делятся своими конкретными жалобами:
AI некорректно интерпретирует запросы.
AI Overviews мешает привычному поиску — занимает значительную часть страницы с результатами.
Нет возможности отключить функцию.
Были случаи, когда AI Overviews предоставлял неточную или даже опасную информацию. Одному из пользователей AI предложил использовать клей в рецепте пиццы.
Но подобные жалобы были, и когда Google ввел Featured Snippets — «быстрые ответы». Это результаты, которые появляются в верхней части страницы. Предназначены, чтобы быстро ответить на запрос пользователя. Они часто включают списки, диаграммы или видео.
Изначально люди жаловались, что Featured Snippets занимают слишком много места и вытесняют органические результаты поиска. Некоторые пользователи считали, что такие быстрые ответы лишают их возможности самостоятельно изучать результаты и выбирать наиболее подходящие. SEO-специалисты же переживали, что это снизит количество переходов на сайты — ведь пользователи получают ответ еще в поисковике.
Но выяснилось, что функция имеет преимущества:
дает сайтам дополнительную видимость,
увеличивает трафик — согласно исследованиям,
позволяет попасть в выдачу даже маленьким сайтам.
Можно предположить, что жалобы на AI Overviews со временем тоже стихнут. Пользователи найдут преимущества в быстром получении обширной информации, а SEO-специалисты увеличат переходы.
Как отключить AI Overviews?
Сам Google не дает возможности отключить ИИ, но уже существуют расширения с такой функцией. Hide Google AI Overview и Bye Bye, Google AI используют JavaScript, чтобы изменить HTML-страницы. Расширения находят блок AI Overview и изменяют его CSS-значение display на «none», что скрывает блок с страницы.
Bye Bye, Google AI предлагает дополнительные настройки. Пользователи могут скрывать не только AI Overviews, но и блоки обсуждений, шопинга, видео и даже спонсированные ссылки. Настроить фильтрацию можно через меню опций. Оно доступно при нажатии правой кнопкой мыши на значок расширения в панели инструментов браузера.
Способ для мобильной версии
В мобильных версиях Chrome нельзя использовать расширения или настраивать поисковые движки вручную. Но можно воспользоваться сторонним сайтом.
Перейдите на сайт tenbluelinks.org. Он автоматически добавит в настройки браузера поисковый движок под названием Google Web.
Откройте новую вкладку и выполните поиск через Google.
Перейдите в настройки поиска в браузере. В Chrome: Настройки -> Поисковая система. В Edge: Настройки -> Общие -> Выбор поисковой системы.
Найдите Google Web в списке и выберите его в качестве основного поискового движка.
Теперь ваш браузер будет использовать поисковый движок Google Web, который включает параметр ?udm=14 для обхода AI Overviews.
Итог
Пока ИИ доступен только части пользователей в США. Но, обещают в Google, к концу 2024-го функция появится у миллиарда человек. И это дает возможность специалистам из СНГ подготовиться: следить за иностранным рынком и подмечать их инструментарий.
К тому же, как показывают прижившиеся Featured Snippets, возможно, функция все-таки будет полезна: и пользователям, и SEO-специалистам.