Принцип: клиент всегда прав?
Рано, возможно, я "паникую". Клиент проявился здесь, на pr-cy. И я "вцепился" за "интерес".
Сайт-то я сваял, не горжусь - но неплохо.
Резалт: придирки от невозможности "поняток" возможностей cms. Я - "рассываю" толпу возможностей, мне говорят - "убери всё, будет чистый лист".
Вопрос, собстно: "Клиент всегда прав!" - или с точностью до-наоборот?
Есть, естестно, середина. И часто она находится. Но: а если "на принцип"?
Наверное... это нехороший вопрос для форума, сорри. У всех всё - индивидуально, естестно. Может - примеры?
Я не доделал - за свой счёт исправляю.
Клиент забыл в ТЗ упомянуть какой-то момент, а теперь очухался - двойной тариф.
В противном случае получается такое:
- Вы спец, а я в этом ничего не понимаю. делайте как надо!
- Хорошо. Надо так и вот так!
- Не, я не согласен.
Если клиент "адекват" - то всё в порядке. А если нет, то: уж лучше бы мы сделали тз :) Может просто не стоит с эдакими работать? Не конструктивно тратить время на... бумагу.
Но бывает разно. Особенно "напрягает" заказчик после прохождение всяких коучингов, курсов, семинаров. Почкму-то им начинает казаться, что они - "всё знают" и еще хуже - "всё умеют". Вот тогда начинается беда... Первое, что они делают - "рушат" проект. Дальше - хуже, они начинают его "продвигать"... совсем плохо, уже не беда, но катастрофа - вплоть до бана от google.
Лады, расстались. Через месяц пишет, просит помощи. Трафик на нуле, страниц в поиске Яши - 3 из 1500 существующих.
Ну ладно, гляну, подумал я. Глянул.Куча левых скриптов напихано сторонних. Доступа к сайту у него нет. Тупо прошляпил и доступ к хостингу, и доступ к админке. Поменял данные и забыл на какие. Пробуем восстановить, он не помнит на какое мыло. )
Прав, не прав? Третий вариант.
Пускай клиент составляет четкое ТЗ, что он хочет видеть.
Если постоянно объяснять на пальцах, то можно и год проиграться с доработками.
Имхо, конечно, клиент вредит веб-мастеру нструкциями - "от и до".
Въехать" в структуру бизнеса сайт-заказчика... тоже "еще та" задача, но реальная. А вот наоборот - что то... нерешаемая. У меня - высшее техническое, у заказчика... неполное церковно-приходское. А то и хуже - "путинское".
И ведь люди не тупые, но... Но? Знают лучше - как продавать?
Как продавать - да. Но: не как продавать в интрнет.
Проясните?
Это... было прикольно. Программисты создали неплохой cms, но ругались мы...ежечасно.
Я предложил Джумла!.. предложение было отклонено по причине: "мы тут не чо! мы тут - тута!" - от Кадырова.
Вопрос был "снят".
Все сайты, естественно, давно "померли", попилив федеоальное "бабло" т. н. "программы" - расползлись по кишлакам в "банд-формирования"...
Забавно. Таки. Было.
И - только. Это и немного, но и - как есть.
Мне нелюбопытнв многотысячные стартапыи чужое бабло, мне бы... на сигареты и пиво :) Своё масло и икру я съел в 90-х. Теперь... только - почему?
Мы не боимся Джумлу, Джумла - боится нас :)
О вкусах не спорят... По жизни опробовал много cms, но - "джумлануло".
Однако, ощущаю себя слесарем: пожизненно рихтовать и допиливать. Хоть бы разок: поставил и - порядок! (Впрочем, как и любую иную cms.) Позитив: привычка. На адекватном хостинге всё единожды налаженное - работает "как часы". Негатив: обновления "зачастили", обновить все проекты - минимум сутки. К навыкам слесаря добавились обязанности - путевого обходчика. :)
Мои "топовые" проекты сначала предложили купить, я отказался. Зря... Их "убили".
Правда, только в Яндекс. Google "наезд" не принял, и всё оставил - "как есть".
Но... продать уже некому.
Такая история. Покупали за десятку (тысяч не рублей), теперь - не продать и рупь... Забавно. Но - прошла пятилетка, время-таки. Надо было соглашаться.
Мдя... всё неоднозначно.
Конкуренция - это прекрасно, "за". При адекватных равных (примерно) навыках вебмастеров. Но, теперь конкурировать приходится с дилетантами, у которых недостаток опыта/знаний успешно(!) подменяется супер-эго самомнения. Забавно, но заказчик на этот сплав - "ведется".
Забавно, сложилось мнение, что: скачал дистрюбитив cms, швблон (или квик-старт), поставил - сайт готоффф! За полчаса. И этот бред - работает, увы. Как и миф - "сделать сайт самостоятельно" - конструктор.
Это не конкуренция, а профанация. И цену "сбивает". Более того, вызывает недоверие ко всему цеху вебмастеров. Печально, когда "вебстудии" юзают ukoz и... гордятся этим. Печально, когда школьник "запилив" WP - мнит себя круче Лебедева и Дурова вместе взятых... И у них тоже есть свой заказчик, который платит деньги. Это ж... город Зеро? И этот заказчик - прав? Ведь деньги за "конструктор" или "дрова" - проплачены (результат проекта - предсказуем, иногда они и здесь появляются с вопросами - Почему?..).
При заказе сайта - должен же быть минимальный инкстинкт самосохранения у клиента? Никто не требует от него обширных знаний нюансов сайтостроения, просто - погугли. Любой вебмастер "следит" в Сети, отзывы всегда есть. Проверяй! Сравнивай. Сайт стоит изрядных денег, нельзя же просто их "спустить в унитаз" у первого-попавшего под-руку "самоделкина", даже если он отрекламлен в Директ.
Клиент прав, пока он платит деньги... по назначению, с чуством, с толком, с расстоновкой. Без идиотских затей и "надувания щек" (после очередного посещения "курсов веб-маркетинга", где его "обули" на очередное бабло и посеяли в голову - безумных тараканов идиотизма).
Мдя... всё это проза жизни, но - лирика. Пора "завязывать" с этим "лирическим отступлением" :) Пожаорвался и хватит. Надо возвращаться к пенатам.
Респект всем за компанию. Хорошо посидели.
Имхо, исполнитель обязан думать. А заказчик - больше доверять интуиции/опыту исполнителя и помогать ему - думать в нужном направлении.
Впрочем, всё индивидуально. Наверное и указанный алгоритм имеет место быть. И заакзчики и исполнители - весьма разнообразны как в навыках, так и в характере.
Клиент ъорошо знает свой бизнес (если это реально - "бизнес", долго и нудно существующий). Но: я лучше знаю технологию реализации продаж в Сети. Здесь имеет смысл дать определенную "свободу действий" (за те же деньги), а не "стоять над душой" контролируя каждый шаг "с плеткой" рубля.
Результат - всегда можно поправить, внести коррективы, исправить/удалить "лишнее". Сайт - структура модульная (на всех cms), всегда можно найти приемлемое для обоих сторон - "видение вопроса". Если хотеть его найти.
Имхо, клиент всегда неправ. Причина: он не понимат сути/механики/логики вопроса в той же степени, что знает вебмастер. И это понятно, нельзя знать ВСЁ, даже если человек/заказчик - гений (не встречал).
"Воспитывать" заказчика... процесс неблагодарный (эго), но неизбежный. Года через три - товарищ начинает понимать многое и перестает "совать руки в отлаженный механизм". Но сам процесс... не самый приятный, в отличие от секса :)
Пока не "погрузишься" в проблему - ничего "заранее" не спрогнозируешь. "На поверхности" лежит - обшая задача, а суть ее понимается - только в процессе работы. Разветвления, разнообразия, проблемы и пр.
А сначала... всё тухло и тускло. Если в вопрос "въехать" (а это неизбежно при создании любого проекта, не только веб), то - решение задачи уже не кажется однозначным и тупым. Версии, варианты, "как лучше" и пр.
Может я и не прав. Не знаю.
Основной критерий: чтобы блоки в правой части сайта выглядели "один-в-один" как на эскизе. Что реализуется в Джумла! - простой подстановкой класса (css) Что я и указал (и расписал - как это сделать).
Но сам это делать - не буду, потому что - бред... Циклиться на фигне - это уже... бкзумие.
Важно - как всё работает, как управление, как обновление, как верстка и пр. А как выглядит блок на странице, которой нет даже в воспаленном мозгу... я не телепат.
Есть такой фильм - "Клетка". Ситуация похожа. Я, наверное, не теми словами проясняю. Ну... я ж не Струнацкий и не брат Стругацкого :)
Интереснее общий оклик на вопрос: Клиент всегда прав или всегда - не прав? Лебедев (когда-то) очень неплохо просветил момент (давно, в "нулевых"). Мне понравилось его кредо.
Вообще... товарищ забавный. Много интересного, много бредового.
Основной критерий: чтобы блоки в правой части сайта выглядели "один-в-один" как на эскизе. Что реализуется в Джумла! - простой подстановкой класса (css) Что я и указал (и расписал - как это сделать).
Но сам это делать - не буду, потому что - бред... Циклиться на фигне - это уже... бкзумие.
Важно - как всё работает, как управление, как обновление, как верстка и пр. А как выглядит блок на странице, которой нет даже в воспаленном мозгу... я не телепат.
Есть такой фильм - "Клетка". Ситуация похожа. Я, наверное, не теми словами проясняю. Ну... я ж не Струнацкий и не брат Стругацкого :)
Интереснее общий оклик на вопрос: Клиент всегда прав или всегда - не прав? Лебедев (когда-то) очень неплохо просветил момент (давно, в "нулевых"). Мне понравилось его кредо.
Вообще... товарищ забавный. Много интересного, много бредового.
Но на тех же принципах: я - прав, заказчик дает только направдения продвижения (ключи). Или... не дает. Проект "под ключ" и - до свидания... (только они всегда возвращаются :))
А спора, собственно, нет. Есть - размышления и наблюдения. Весьма интресно, кстати. Очень познавательно (для меня), поскольку "варюсь в собственном соку", а стоит знать "общие тенденции".
Респектище всем, весьма благодарен.
А в дискуссию о правоте вообще не вижу смысла вступать, так как у каждой стороны своя правда)
Всем хороших заказчиков и интересных проектов)
Ваше-не-ваше - стоит спросить у нынешнего владельца ресурса. Контакты - на месте, проверить легко (при желании). Если заказчик еще "жив", конечно, "сдухшихся" проектов много больше, чем живых. Это уже не моя "беда", за чужой бизнес я не в ответе. Периодически (раз в год-три) удаляю "умершие" проекты.
Свои проекты, к слову, периодически встречаю в чужих "портфолио". Вот это это - забавно :)
Клиенту совсем НЕ по-фиг, на чем сделан сайт и стаж вебмастера. От этого зависит качество выполнения работы. Если ушлый дилетант "сшибет" аванс и исчезнет, то?.. Какие, блин-клинтон, "бабки"- дедки. (причем, даже при наличии "договора и тз", что есть - фуфло и "развод").
Или: сайт сделал "на коленке" и отвалил (аналогичный "умелец"), через месяц cms - "издох" (взломали, осыпался, иное). И? И всё, сливай воду, "концов не сыщещь". Здесь, к слову, таких "кинутых" бедолаг - совсем не мало. И вопросы они задают товарищам с наличием опыта и знаний, а не первому-встречно-поперечному.
Так что... не стоит, мягко говоря, вводить людей в заблуждение.
- я не задавал вопросы про свой сайт, с ним всё предельно ясно и просто (и к сути вопроса не касаемо).
- ресурс не "рекламирует" услуги, а предлагает.
- сайт сделан (давным-давно, старая версия: old.reklama-no.ru) не для "привлечения" клиентов, один из них спросил портфолио, я "слепил". Там же прописал/разместил материалы-инструкции по эксплуатации cms (тогда еще версии J! 1.013) для клиентов и спикеров своих/клиентских проектов. Заказчики приходят по "сарафанному радио", мне хватает (не дай бог их будет больше, их не "осилить" физически).
- скорость сайта нормальная, ошибки мелкие и немного.
- посещалка близка к нулю, поскольку нет задачи сделать ее больше (по означенной выше причине). Тем паче - сайт (старый) был три года под АГС за продажу ссылок на САПЕ. "Разогнать" его нет желания.
"Базар" перешел в неконструктивное русло, пора его заканчивать :) Всем спасибо.
Странный подход, мягко говоря. Без опыта и истории - человека-то нет. Есть незнакомец. Ну, наймите бомжа. Это - отличный выбор. Дайте ему денег и он сделает?.. что?
Вот это как раз - сумасшествие.
Для РФ цититата - сумасшествие, для usa - не знаю, не был.
Имеет значение только собственное мнение, здесь и сейчас, а не тримминг цитат, оторванных от места их назначения их приложения, времени и места.
Из-за набора на работу молодых (с безумным самомнением, но без знаний) малолетних недорослей имеем толпу "недо"сайтов, которые сюда являются каждый день с вопросами. Набирайте и далее "людей", и - "значит вам сюда дорога".