C 1 июля 2017 года вступил в силу закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 07.02.2017. Изменения коснулись статьи 13.11 "Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)", а также статей 28.3 и 28.4 КоАП РФ.
Ранее протоколами по таким делам занималась прокуратура, теперь их возбуждает Роскомнадзор. Причем РКН уже активно ведет проверки, начисляет штрафы по каждому пункту нарушений, а суммы возросли в десятки раз.
Если на сайте нет информации о политике конфиденциальности, индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на сумму в 10 тысяч рублей, а компанию — на 30 тысяч. Если обработкой персональных данных будет заниматься новостной сайт без согласия своих подписчиков или интернет-магазин — без согласия клиентов, то руководителя компании или предпринимателя оштрафуют на сумму до 20 тысяч рублей, а юрлицо — до 75 тысяч рублей. Количество штрафов будет равно количеству нарушений, заплатить один раз за несколько ошибок не получится.
Кто виноват?
Согласно Федеральному закону «О персональных данных» — «персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.»
Ответственность за нарушение нового закона несут так называемые «операторы персональных данных».
Оператор персональных данных, согласно тому же закону — «государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных».
Все владельцы сайтов, на которых есть контактная форма — анкета, форма регистрации, обратной связи, подписки или просто кнопка заказа обратного звонка, запрашивающая имя и контактный номер телефона, являются операторами персональных данных и могут быть привлечены к ответственности за нарушения пунктов закона.
Вместе с тем, закон не распространяется на запись и сохранение любой личной информации, которую планируется использовать для личных или семейных нужд. Телефонная книга в смартфоне или список контактов в клиенте электронной почты не сделают вас оператором персональных данных. Но, если вы передадите эти данные лицу или организации, которая по закону, является оператором персональных данных или опубликуете сведения, это будет нарушением.
Что делать?
- Подготовьте публичные документы о правилах и условиях обработки персональных данных и разместите их на сайте так, чтобы они были доступны с любой страницы. Это может быть уведомление, пользовательское соглашение, правила продажи или политика в отношении обработки персональных данных. Важно не название, а содержание. Не копируйте документы других компаний без обработки. Их можно использовать в качестве шаблона, но список данных и цели их использования пропишите свои.
Данные, которые могут потребоваться интернет-магазину для доставки товара, не понадобятся для оформления подписки на информационном сайте. Почему это важно - см. следующий пункт. - Приведите в соответствие с публичным документом сами контактные формы. Запрашивать нужно только те персональные данные, которые нужны для работы с вашим ресурсом. Подпишите, зачем просите эти данные, чтобы пользователям было комфортно их оставлять.
Запрос излишних данных может быть расценен как нарушение закона и стать поводом для штрафа.
- Реализуйте программное решение, которое гарантирует согласие пользователя на обработку персональных данных. Это может быть чек-бокс в форме регистрации, в котором нужно поставить галочку, или кнопка согласия с условиями использования, без активации которых человек не сможет отправить сообщение или оформить заказ.
В случае, если персональные данные не предполагается публиковать, а только использовать для обработки внутри компании, явным образом ограничьте передачу персональных данных без согласия на их обработку. Согласно закону, обязанность доказать, что пользователь добровольно оставил свои данные, возлагается на оператора. - Обезопасьте базу данных. Подготовьте внутренние документы, регламентирующие правила обработки и хранения персональных данных, ответственности сотрудников, имеющих к ним доступ, назначьте лицо, ответственное за безопасность персональных данных и соблюдение правил работы с ними, определенных Федеральным законом N152.
Даже в том случае, если ваш сайт обслуживает другая компания или специалист на аутсорсе, штраф за нарушение закона будет выписан на компанию или ИП, которые указаны на сайте в качестве владельца и, следовательно, получателя персональных данных.
Важно! Перед получением персональных данных, которые предполагается публиковать в общедоступных источниках или передавать третьим лицам, получите письменное согласие у каждого посетителя, клиента или подписчика на их обработку, хранение и распространение.
Отправьте, если сайт подпадает под требования Закона, уведомление в Роскомнадзор.
Уведомление можно не подавать, если:
- обрабатываются только данные сотрудников;
- персональные данные получены только для исполнения конкретного договора с конкретным человеком и не будут распространяться или использоваться иным образом;
- у вас хранятся только ФИО клиента;
- данные опубликованы в общем доступе самим человеком или кем-либо по его поручению.
Если уверены, что отправлять уведомление не нужно, оформите всю документацию так, чтобы это было понятно и возможным проверяющим. Укажите в пользовательском соглашении, что данные открыты с согласия пользователя, но помните, что доказывать это придется вам.
По закону операторы персональных данных должны уведомить Роскомнадзор. Это нужно сделать до начала обработки данных или вскоре после. Роскомнадзор внесёт информацию об операторе в Реестр операторов персональных данных.
Кроме того, вы обязаны сообщать по запросу пользователя, какие у вас есть данные о нём, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали, а также удалять данные по первому требованию лица, персональные данные которого хранятся в вашей базе.
Подготовить документы, опубликовать политику и уведомить РКН бесплатно можно здесь.
Дополнено 04.07.2017:
Мы получили комментарий от сотрудника Роскомнадзора:
"При проверке важно, чтобы у вас на сайте можно было подтвердить согласие на сбор и обработку данных — поле для галочки или какая-то другая форма, публичный документ о целях сбора, порядке обработки персональных данных и обеспечении их безопасности, и ссылка на этот документ на форме, где собираются ПД. Персональными данными мы считаем любую информацию, которую человек оставил на сайте, даже если она недействительна — никнейм, неверный номер телефона и т. д. Штрафы уже были, в основном, за отсутствие документов с политикой в отношении персональных данных или за ошибки в них."
Пример формы регистрации на сайте РИА Новости:

Как видим, подтверждения согласия пользователя на обработку ПД в виде чек-боксов или кнопок "согласен" нет. По ссылке можно перейти на страницу с политикой конфиденциальности, где указано, что пользователь дает это согласие, регистрируясь на сайте:

Другой пример сайта, где регистрационная форма обязывает пользователя вводить несколько типов персональных данных - Avito:

Есть текст, уведомляющий пользователя, что при регистрации он принимает условия пользовательского соглашения, и ссылка на него.
Текст соглашения не содержит информации об обработке персональных данных, кроме указания, что пользователь делает свои данные общедоступными, размещая объявление на сайте.

Политика в области обработки и безопасности персональных данных на Avito размещается в разделе "Безопасность", ссылка доступна с любой страницы сайта.
Универсального совета нет. Для каждого сайта в зависимости от рода занятий — своя форма, поэтому лучше проконсультироваться в Роскомнадзоре.
Что изменилось в период с 2021 по 2025 года
1. Сокращение срока предоставления информации субъектам персональных данных. С 1 сентября 2022 года оператор обязан сообщить субъекту персональных данных (или его представителю) информацию о наличии его данных и предоставить возможность ознакомиться с ними при обращении субъекта или его представителя в течение 10 рабочих дней после получения соответствующего запроса. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
2. Введение обязательной формы согласия на обработку персональных данных. С 1 января 2025 года вступает в силу распоряжение Правительства РФ от 9 апреля 2024 года № 856-р, утверждающее унифицированную форму согласия на обработку персональных данных для размещения и обработки в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе (ЕБС). Эта форма включает пункты для заполнения сведений о субъекте персональных данных, цели согласия, информации об операторе, сроке действия согласия и других необходимых данных.
3. Обязанности операторов при утечке персональных данных. С 1 марта 2025 года вступает в силу Федеральный закон № 23-ФЗ, который вносит изменения в статью 21 Закона № 152-ФЗ. В случае установления факта неправомерного или случайного сообщения (предоставления, распространения, доступа) персональных данных, повлекшего нарушение прав субъектов данных, оператор обязан уведомить Роскомнадзор в течение 24 часов с момента выявления инцидента и предоставить сведения о лице, уполномоченном взаимодействовать с Роскомнадзором по этому вопросу. В течение 72 часов оператор должен предоставить результаты внутреннего расследования инцидента и сведения о лицах, действия которых стали причиной инцидента.
4. Ужесточение ответственности за утечку персональных данных. С 30 мая 2025 года вступают в силу новые нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), увеличивающие максимальные штрафы за нарушения в обработке персональных данных до 500 миллионов рублей для юридических лиц. Штрафы за утечку данных и незаконную обработку будут значительно увеличены, включая штрафы до 2 миллионов рублей за обработку биометрических данных без аккредитации.
5. Ужесточение требований к локализации персональных данных. С 1 июля 2025 года вступает в силу новая редакция части 5 статьи 18 Закона № 152-ФЗ, которая запрещает сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) и извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся за пределами территории РФ, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4 и 8 части 1 статьи 6 этого закона. Это означает, что операторы обязаны обеспечивать обработку персональных данных граждан РФ исключительно на территории России.
Почитать по теме:
Юрист веб-мастеру: советы по авторскому праву и кейсы борьбы с нечестными конкурентами