Главный аналитик AdvAction Денис Кучумов и руководитель службы по работе с вебмастерами компании Яндекс Михаил Сливинский поговорили о будущем SEO и о перспективах развития отношений Яндекса с вебмастерами и владельцами сайтов.
Поисковая система Яндекс строит отношения с владельцами сайтов или с вебмастерами?
Денис: В какой-то момент у меня в голове перестал складываться пазл: поисковая система Яндекс взаимодействует с владельцами сайтов или с вебмастерами, которые эти сайты обслуживают? Под вебмастером я имею ввиду сео-специалиста, человека, который понимает, что такое сайтостроение, и понимает, что такое поисковые системы. Не секрет, что сео-специалисты или некоторые из них нацелены лишь на то, чтобы сайт занимал позиции как можно выше, а цель Яндекса — чтобы сайты были удобные.
Михаил: Цель Яндекса — иметь в выдаче хорошие ресурсы, которые решают задачу посетителя. Неправильно считать, что все сео-специалисты одинаковые. Кто-то пытается использовать обманные техники, кто-то совершенно честно, не нарушая лицензию поиска, приводит посетителей на сайт. И мы рады, когда на хороших сайтах решаются какие-то технические моменты и за счет этого в поиске находятся лучшие — от этого все в плюсе. Среди сео-специалистов много тех, кто хорошо делает свою работу и помогает и владельцам сайтов.
Сейчас мы видим уход от модели чистого поиска к выдаче некоей полезной информации прямо в поисковой системе.
Денис: Складывается неоднозначное впечатление: раньше Яндекс давал достаточно много трафика и выступал в транзакционной роли — находил качественный контент и "отдавал" тех людей, которые этот контент искали. Сейчас мы видим уход от модели чистого поиска к выдаче некоей полезной информации прямо в поисковой системе. В этом случае сайты — партнеры или доноры этой информации? Сам по себе Яндекс не владеет информацией, ей владеют площадки, а он умеет лишь качественно искать.
Михаил: С одной стороны, хочется быстрее ответить, особенно когда вопрос сформулирован так, что на него можно дать понятный однозначный ответ без клика куда-либо.
Например, график отключения воды. Можно человеку сказать: "Не волнуйся, в этом году отключать не будут, все классно!" — и такой ответ хорошо дать сразу на серпе.
С другой стороны, даже если человек получает ответ прямо на серпе, он все равно может куда-то кликнуть, чтобы уточнить детали. Всю информацию, которую мы показываем, мы получаем совершенно легальным образом. Это такой классический "вин-вин", когда часть информации показывается на серпе, но при этом все равно происходят переходы на сайт. Я не вижу здесь никакого ущемления.
Пичкать сайт ключевиками бесполезно, потому что поиску не нужны ключевики, чтобы находить хорошие ответы.
Денис: Жизненный опыт всегда зиждется на ряде экспериментов. Если раньше я проводил эксперименты и они давали результат, я видел, что методика моя верна, а теперь получается: "Ребята, перестаньте экспериментировать."
Михаил: Нет, пойнт не в этом, пойнт в том, что все нужно измерять.
Недавно мне попался скриншот поискового трафика по Метрике от какого-то сео-специалиста: два посетителя, потом три, опять два, опять три, в какой-то момент четыре, а потом пять. И под этим скриншотом он пишет: "Невооруженным глазом видно, что есть рост, и он неспроста — мы же работали, мы уверены, что наша линия правильная, мы еще напряжемся." Видимо, дальше будет шесть посетителей. Это смешно читать. Это потраченное время людей, это владельцы сайта, которым продали какую-то странную вещь — и не аренда частных самолетов, я подозреваю, а какой-то обычный сайт.
Поисковым продвижением можно заниматься по-разному, и я могу сказать, что точно есть интересная техническая зона, где можно решать сложные технические задачи на стороне сайта. С другой стороны, есть пространство для маркетинга, где можно делать поиск по сайту, рекомендательные системы — это реально интересная работа.
Мы сегодня слушали доклад Саши Садовского ( прим. — Александр Садовский, российский физик, руководитель поисковых сервисов Яндекса) о внедрении Палеха. Там были примеры запросов, и эти примеры были прямо из поисковой выдачи — набирали запрос, видели ответ и показывали.
То есть когда по слайсерам находятся ломтерезки, когда штука на двух колесах, на которой стоишь и едешь — это сигвэй и так далее. Никаких прямых и очевидных соответствий нет, традиционные текстовые алгоритмы пасуют перед такими задачами.
Наивно жить, предполагая, что поиск никак не изменился за последние годы. Пичкать сайт ключевиками бесполезно, потому что поиску не нужны ключевики, чтобы находить хорошие ответы. Некоторые оптимизаторы представляют поиск застывшим в одном состоянии — это неправда, и 6000 человек в Яндексе каждый день работают, чтобы это было не так.