Аркадий Волож дал интервью западному ресурсу Wired. Во время общения с журналистами в Лондоне основатель и гендиректор компании Яндекс, которая в настоящее время является лидером рынка поисковых систем Рунета, особое внимание уделил перспективам своего детища и особенностям взаимоотношений с российскими властями.
53-летний предприниматель отметил, что Яндекс позиционирует себя в качестве транс-локальной компании. И это неспроста: в последние годы компания стремится расширить бизнес за счет экспансии на рынки Украины, Казахстана, Беларуси и Турции. Но Россия остается в центре внимания Яндекса, и эта близость вызывает у инвесторов озабоченность по поводу влияния на компанию со стороны российских властей.
Во время обсуждения этого проблемного вопроса Волож заявил, что у него "нет проблем с государством, так же, как и проблем с погодой". Тем не менее, как отмечают авторы Wired, "все более авторитарная и изоляционистская политика РФ" все же влияет на бизнес Яндекса.
Так, в октябре 2016 года игроки в Pokémon Go и автомобилисты, пытающиеся проложить дорогу в Москве с помощью GPS, начали замечать, что при использовании этих сервисов рядом с Кремлем их внезапно "телепортировало" в международный аэропорт Внуково, который находится в нескольких десятках километров от Красной площади. По словам Воложа, так российские власти "защищают себя от беспилотных самолетов". При этом топ-менеджер умолчал о том, что действия властей РФ затронули и водителей Яндекс.Такси.
Журналисты также напомнили Воложу, что три года назад российский президент Путин назвал интернет "проектом ЦРУ", намекнув на то, что Яндекс находится "под колпаком" у иностранной разведки. По словам Воложа, это заявление президента вызвало 20-процентное падение стоимости ценных бумаг компании. При этом гнев Путина якобы был связан с присутствием в составе совета директоров Яндекса граждан США, Нидерландов и Швейцарии.
При этом авторы статьи в Wired отмечают, что даже несмотря на возможное давление со стороны властей РФ, Яндекс продолжает оставаться "королем" в сегменте интернет-сервисов в России, не позволяя закрепиться на местном рынке таким компаниям как Google, Uber или Amazon. В России Яндекс контролирует 64% всего онлайн-поиска. На долю компании приходится 61% рынка онлайн-рекламы в стране. При этом платформой электронной коммерции Яндекс.Маркет пользуется 19 миллионами человек в месяц, а на долю Яндекс.Такси приходится 60 процентов всех такси в Москве.
Волож отметил, что успешная торговля акциями компании на международных рынках ценных бумаг частично помогают Яндексу защитить свой бизнес от волатильности российской валюты. Это также показывает, что о продуктах компании знают в других странах. Напомним, что Яндекс разместил свои ценные бумаги на нью-йоркской фондовой бирже весной 2011 года, привлекая $1,3 млрд. Тремя годами позднее акции компании начали торговаться на Московской бирже. Чтобы привлечь внимание иностранных инвесторов, Яндекс также открыл представительства в Германии, Китае, Нидерландах, Турции, Швейцарии и Франции.