PR в интернете

«Присутствие – 80% успеха». Эти слова, принадлежащие культовому режиссеру Голливуда, раскрывают суть и указывают направление развития одной из самых интересных и перспективных составляющих Связей с общественностью - PR в интернете. 

Интерактивный PR

По сравнению с офлайновыми медиа-площадками интернет обеспечивает более глубокий уровень взаимодействия с потребителями. В добавление к традиционным Связям с общественностью всемирная сеть подарила миру e-mail и skype, чтобы всегда быть на связи с нужными людьми. Социальные сети и новостные порталы, где можно высказаться по поводу самых разных событий. И, конечно, каталоги и поисковые системы, претендующие на роль основного источника информации для современного общества.

Но главное – это то, что интернет предоставил нам выбор. Мы выбираем информационные потоки и степень погруженности в них. Выбираем форму общения и варианты обмена информацией. Именно с проблемой выбора, как небольшой группы людей, так и целого сообщества имеет дело интерактивный PR, координируя поведение и настроение аудитории.

Три «кита» PR в интернете

Если выражаться более точно, то следует сказать, три составляющих интерактивного PR – это  Web-PR, Net-PR и Online-PR.

  • Web-PR – это web-сайты, виртуальные конференции и доступные интерактивные каталоги. Сейчас не имеет смысла объяснять, насколько актуально быть «.ru». Web-сайт является элементом имиджа компании, важным каналом взаимодействия с целевой аудиторией и источником важнейшей информации для CRM-системы (CRM – управление взаимоотношений с клиентами, позволяет отслеживать, хранить, ранжировать и экспортировать их историю развития).

 

Организация виртуальных конференций – это отличный новостной повод, позволяющий привлечь внимание mass-media с последующим освещением события в сети.

 

  • Net-PR - это электронная рассылка пресс-релизов, коммерческих предложений, анонсов и т.п. Также сюда относятся чаты о форумы, представляющие собой открытый вид коммуникации, когда все видят реакцию участников на какое-либо высказывание.

 

  • Online-PR – это online доступ к офлайновой информации, когда можно почитать электронную версию журнала или газеты. Использование сетевых информационных ресурсов для информирования пользователей, например, проведение PR-акций, промоушенов.  И доступ к интерактивной базе данных в режиме реального времени, гарантирующий обеспечение целевой аудитории актуальной информацией.

Эффективность PR в интернете

Продуманный и адекватный PR эффективен везде, не говоря уже о глобальной сети интернет. Ведь «паутина» обладает уникальными, обширнейшими возможностями для построения коммуникаций. Среди них можно выделить следующие:

  • Сравнительно  низкая стоимость проведения акций и других PR-мероприятий в интернете;
  • Сравнительно низкая ресурсоемкость наряду с высокой скоростью подготовки и реализации кампаний;
  • Управляемость кампанией в режиме реального времени, возможность online анализа и корректировки;
  • Высокий уровень вовлеченности пользователей в происходящее в сети, налаживание эффективной обратной связи;
  • Целенаправленность кампании, благодаря четкой дифференциации целевой аудитории (ЦА);
  • Круглосуточный доступ к информации и отсутствие пространственных ограничений к нему;
  • Отсутствие строгих форм и широкий выбор форматов проведения PR-кампаний;

Инструменты PR в интернете

Выбор инструментов электронного PR или e-PR определяется задачами, которые стоят перед компанией. Это может быть повышение осведомленности о продуктах и услугах, стимулирование сбыта, укрепление доверия, повышение имиджа организации или поиск взаимопонимания с целевой аудиторией.

В зависимости от целей компании и будет выбран оптимальный инструмент или средство воздействия e-PR, к которым относятся:

  • Публикация уникальных новостных и информационных материалов на различных площадках интернета – это сайты информационных агентств, традиционные СМИ, специализированные и тематические сервера. Эффективность достигается за счет подготовки базы журналистов с описанием издания и тематик, по которыми работает журналист. На основе этих данных составляются списки рассылки.
  • Проведение online интервью и конференций - как правило, такие мероприятия проводятся с участием директоров,  топ-менеджеров компаний, политических и общественных деятелей. Эффективность достигается за счет предварительного информирования пользователей, что позволяет привлечь большее количество подготовленных к мероприятию читателей.
  • Организация интернет-трансляций – это могут быть трансляции спортивных игр , политических событий, различных шоу. Эффективность достигается за счет привлечения большого количества пользователей со всего мира
  • Проведение в сети online промоушенов – как правило, такой инструмент используется в индустрии развлечений, а также в продажах. Эффективность достигается за счет дифференциации целевой аудитории, привлекательности предложения и креативности. Кстати, вы знаете, чем отличается креатив от творчества? Дэвид Вебер дает такое определение: творчество – это когда человек может что-то создать, а креатив – это когда он может не только создать, но и продать. Так что выбирать вам, каким должен быть специалист PR  - креативным или творческим.
  • Баннеры и баннерные сети, обмен ссылками – достаточно эффективная система обмена рекламными графическими или текстовыми блоками. Эффективность достигается за счет грамотного выбора площадки для обмена.
  • E-mail маркетинг – это организация бизнесс-рассылки. Как правило,  этот инструмент относится больше к рекламе, чем к PR, но в этом случае принадлежность к тому или иному направлению социального управления зависит от содержания коммуникации. Эффективность достигается за счет проработки базы рассылки.
  • Спонсорские программы – взаимовыгодный обмен финансовыми или материальными услугами. Например, размещение материалов и новостей компании на портале спонсируемой фирмы, проведение рекламных и PR-акций в отношении спонсора в обмен на другие услуги. Эффективность достигается за счет грамотного выбора спонсируемой фирмы.

Интерактивный PR в деле

Что касается методов реализации PR-кампаний, они имеют следующие  направления воздействия: массовая коммуникация (mass relations), коммуникация с группами (group relations) и отношения со СМИ (media relations).

Массовая коммуникация работает на продвижение товаров, брендов или сайтов. Задачей является максимальное привлечение целевой аудитории и удержание ее интереса.

Отношения со СМИ являются наиболее часто употребляемым элементом интерактивного PR и наиболее эффективным, поскольку упоминание компании, ее товаров и услуг в традиционных и сетевых СМИ способствует увеличению активных пользователей, которые могут перейти в категорию клиентов компании.

Коммуникация с группами работает с целевым сегментом рынка. Очень важное направление PR, поскольку 80% прибыли делают 20% клиентов. Значит, взаимодействие с этой группой должно быть выстроено на принципах доверительности, открытости и готовности к различным поощрениям за проявленную лояльность к компании.